суббота, 17 октября 2020 г.

Испанские предлоги POR и PARA: как их понять и различать


🇪🇸Предлоги POR и PARA продолжаете путать? Когда-то один из наборов Группы Поддержки Испанского практически «вынудил» меня на нашем уроке-созвоне сделать полноценный разбор 😆


Подробно про Группы Поддержки испанского и другие курсы по ссылке

Также в 🎬видео я преподношу информацию чуть по-другому, там больше отсылок к разной смежной грамматике.




Да, предлоги -это сложно, уж слишком они абстрактные. POR и PARA активно враждуют [в наших головах] друг с другом. Напомню ФУНДАМЕНТАЛЬНУЮ разницу между их значениями👇🏻

📌POR - «за», «из-за», это ПРИЧИНА наших действий:
⠀❇️Lo hago por ti - делаю это из-за тебя. (Ты - причина моих действий).
❇️Lo hago para ti - я делаю это для тебя. (Ты - цель моих действий)

Даже возьмем вопросительные слова: POR QUÉ - почему (по какой причине), porque (потому что, из-за какой-то причины).



📌PARA - «для», это ЦЕЛЬ наших действий:
⠀❇️Lo hago para ti. - Я делаю это для тебя. (Ты, твое благополучие - цель моих действий).
Также вопросительное слово PARA QUÉ - зачем, для чего? (с какой целью).

⠀👇🏻

⠀❇️Para estar bien necesitas comer más fruta. - Чтобы чувствовать себя хорошо, тебе нужно есть больше фруктов.
⠀❇️Lo tomo por estar enfermo. - Я это пью, потому что болею.
⠀❇️Le van a detener por robar un paquete de arroz. - Его задержат за то, что он украл пачку риса.
⠀❇️Gracias por ver este video. - Спасибо за то, что посмотрели это видео/спасибо за просмотр.

☝🏻📌Запоминайте GRACIAS POR (дальше идет или инфинитив глагола, или существительное/словосочетание с ним).

🙆🏼‍♀️И для новичков этого достаточно. Только еще возьмите на вооружение части суток: утром/днем/вечером - POR la mañana/tarde/noche и ПО утрам/днем/вечерам - POR las mañanas/tardes/noches.


➡️Если все,что я описала выше, для тебя как темный лес (te suena a chicno), тогда приходи а курс с нуля и для начинающих - Фундаментальный интенсив испанского.

➡️Что делать, если все сказанное мной выше тебе понятно и знакомо? Идем дальше по разнице предлогов POR / PARA. Ну и приходи в Группы Поддержки Испанского.

🙆🏼‍♀️Частные случаи использования предлогов (особенно у POR), которые напрямую не попадают под это определение.

📌Например, POR обозначает средство: чем, через что мы осуществляем действие
⠀❇️Hablamos por teléfono. - Говорим по телефону.
⠀❇️Estoy navegando por Internet. - Я сижу в интернете. [И почему мы не говорим «бороздю просторы Интернета»? :]
⠀❇️Te lo envío por correo electrónico. - Я отправлю тебе это по электронной почте.
⠀❇️Vemos mucha publicidad por la tele. - По телевизору мы видим много рекламы.

В последнем примере по-испански можем и EN сказать вместо POR. Но вырисовывается другая картинка для предлога «по» в русском, ¿verdad?

📌Человек, как средство. То есть, предлог POR еще используется как один из способов предать «пассивный залог» в испанском. Видео по теме делала прошлым летом. Ищите на YouTube канале и здесь.

⠀❇️Esta pirámide fue construida POR mayas. - Эта пирамида была построена майа.
⠀❇️Necesito cualquier libro escrito por este autor. - Мне нужна любая книга, написанная этим автором.

📌И такой частный пример:
⠀❇️Es la hora de ponerme por mi cuenta - Пора быть самостоятельной (дословно: пора встать за свой собственный счет)

📌Предлог POR и распределение - distribución. В промерах станет понятно, что это:
❇️Tenemos un libro por cada dos alumnos. - У нас одна книга на каждых двух учеников.
❇️La casa de Elena tiene un cuarto de baño por cada habitación. - В доме Элены одна ванная комната на каждую спальню.

☝🏻На душу населения: латинское PER cápita, а испанское POR habitante.

📌Глаголы и предлог POR. Всегда помните, что с предлогами полно того, чего никакой системой и правилами не объяснить. Только запоминаем глагол (или окологлагольное сочетание) и фиксированный предлог. Возьмем здесь только 1

⠀❇️preocuparse POR alguien - беспокоиться за кого-то.
⠀❇️Me preocupo por ti - Я беспокоюсь за тебя.

А больше всего вы узнаете на моем Мастер-Классе «Глагольные перифразы и глаголы с фиксированными предлогами».

📌PARA используется для обозначения мнения, предпочтений чего-то или кого-то. Но здесь сохраняется это соответствие PARA=для, хоть и здесь напрямую с целью и не связано:

⠀❇️Para mí, es muy importante lo que estás haciendo. - Для меня важно то, что ты делаешь.
⠀❇️Para José no somos amigos sino que somos novios. - Для Хосе мы не друзья, а парень и девушка.
⠀❇️Para esta empresa no es tan importante el precio como el corto plazo. - Для этой компании не так важна цена, как сжатые сроки.

🌀В целом, PARA сохраняет эту аналогию с русским «для», значения POR гуляют. Но на контрасте значения и использования предлогов встают на свои места:

📌Место: POR используем для обозначения промежуточной точки назначения, а PARA - для финальной.

⠀❇️Voy por Madrid. - Еду через Мадрид.
⠀❇️Quiero pasar por tu casa. - Хочу заскочить к тебе домой (твой дом - не моя финальная точка назначения, а промежуточная, ЧЕРЕЗ которую я пройду)
⠀❇️Voy para Madrid. - Я еду в Мадрид (Мадрид - конечная цель моего путешествия).
⠀❇️Voy para tu casa. - Иду к тебе домой.


📌Время: PARA сохраняет значение цели: «для», а POR обозначает часть дня.
⠀❇️Lo voy a preparar para la noche. - Я это приготовлю на вечер.
⠀❇️Lo voy a preparar por la noche. - Я это приготовлю вечером.

А теперь подводные камни. То есть, когда стираются границы значений между предлогами POR / PARA.

🔴POR nada / PARA nada.
📌por nada - зря, за зря, просто так
⠀❇️He venido por nada, no es ninguna celebración - Я пришла зря, это никакой не праздник.
⠀❇️Si no seguimos, hemos gastado todo esto por nada - Если мы не продолжим, то мы потратили все это зря.

📌para nada - вообще нет, синоним de nada, nada de nada.
📌para nada (реже)=por nada - зря

🔴 POR / PARA mí no hay problema.

por mí no hay problema
- с моей сторны, для меня нет проблем.

para mí no es ningún problema hacerlo. - Для меня нет никаких проблем сделать это.


Реальная двойственность:

🔴 POR ti / PARA ti

lo hago por ti

lo hago para ti

Ответ на последний вопрос смотрите в самом конце видео :)


🙋🏼‍♀️Стало чуточку понятнее? Или у вас и так не было проблем с этой темой?:)